Первое собственно профориентационное учреждение - служба по "приисканию" работы - появилось в нашей стране в 1897 г.
Но уже с 80-х гг. XIX в. в России стали систематически выпускаться различные справочники, "Адрес-календари", "Студенческие альманахи", указывавшие место расположения учебных заведений, правила приема, программы, профиль специальностей. В 1905 г. впервые вышел специальный справочник для женщин, желавших получить высшее образование.
Помимо самых общих сведений, ориентирующих в сложившейся системе профессиональных учебных заведений, важно было дать молодежи представление и о самих профессиях, которые можно в этих заведениях приобрести, о содержании профессионального труда. В соответствии с сознаваемой общественной потребностью этого рода для подростков выпускались популярные издания, такие, как книга К.К.Вебера "Рассказы о фабриках и заводах", выдержавшая с 1871 по 1912 гг. 9 изданий. Вопросам ориентации молодежи в мире наук и областей их практического применения, а также знакомству с соответствующими факультетами университетов и институтов были посвящены книги Н.И.Кареева "Выбор факультета и прохождение университетского курса" (1897), Л.И.Петражицкого "Университет и наука" (1907). В разнообразных источниках в популярной и занимательной форме описывались существенные для выбора профессии данные, требуемые знания и умения, трудности профессии и ее привлекательные стороны, пути освоения профессии. Так, в сборнике "На распутье" (1917), который открывался статьей профессора Н.А.Рыбникова "Психология и выбор профессии", было опубликовано 22 таких описания профессий, относящихся к числу "интеллигентных" и требующих высшего образования. Были приведены описания таких профессий, как актер, музыкант, художник, архитектор, работник дошкольного воспитания, народная учительница, учитель средней школы, работник внешкольного образования, ученый, журналист, священник, кооператор, статистик, фабричный инспектор, чиновник, коммерсант, медик, агроном, ветеринарный врач, коммерческий служащий, железнодорожный служащий, инженер, почтово - телеграфный чиновник, моряк. Описания профессий составлены представителями указанных видов труда под редакцией Н.А.Рыбникова. В данном издании в доступной форме были обобщены результаты изысканий, проводившихся М.А. и Н.А. Рыбниковыми в педагогическом музее при Московском учительском доме в 1912-1917 гг.
Профориентационная деятельность начала активно развертываться в первые годы XX в. Педагогическим музеем учительского дома в Москве был предпринят ряд обследований, касающихся выбора профессии учащимися различных типов школ. В процессе этой работы было решено выяснить, какие профессии привлекают наибольшее внимание, в чем причины, побуждающие молодых людей идти по тому или иному трудовому пути. С этой целью музей организовал в школах опрос учащихся.
Им были заданы следующие вопросы:
1. Куда, на какое место ты поступишь по окончании школы?
2. Почему ты поступишь именно на это место?
3. Кем бы тебе самому больше всего хотелось быть в будущем?
4. Почему именно им?
5. Кто твои родители? Чем они занимаются?
6. Имя, фамилия, класс, возраст, тип школы.
Наряду с ответами учеников сведения о них собирались и через учителей.
В Советской России вопросы профориентации начали разрабатываться еще в 20-е годы XX века. В разработке этих проблем принимали активное участие органы здравоохранения, народного образования, Народный комиссариат труда.
В 1921 году было подписано постановление Совета труда и обороны о создании Центрального института труда как центрального научно-исследовательского учреждения по труду в стране по указанию В.И.Ленина. При Институте в 1922 году открыли Лабораторию промышленной психотехники Наркомата труда, основной целью которой было изучение профессий с позиций психологии и создание профессиограмм. Проблемы профориентации стали рассматриваться во Всеукраинском институте труда (Харьков), в лаборатории по выбору профессии при психофизиологическом отделении Казанского бюро, в Московском институте профзаболеваний им. Обухова и в других местах.
В 1924 году появилась первая Лаборатория профконсультации, организованная по инициативе А.Ф.Кларка при Ленинградском Институте по изучению мозга.
В 1927 году в Ленинграде при институте им. Герцена создана педолого-педагогическая лаборатория, в функции которой входило проведение психотехнического обследования выпускников школ и профконсультация. За 1927-1928 гг. обследовано 2700 подростков, а за последующие 10 лет – обследовано 7 млн. 600 тыс. человек.
В 1928 году организуются «Бюро по профконсультации» в Свердловске, Ростове-на-Дону, Иваново-Вознесенске, Брянске, Киеве и Одессе, а в 1929 году – в Перми, Ярославле, Шахтах.
Обратим внимание на цели и предметное содержание работы профконсультационных бюро, сформулированные в Положении НКТ РСФСР от 18 февраля 1929 года: целесообразный подбор, распределение и использование рабочей силы (в том числе подростков) и сокращение текучести с учетом специальных способностей, противопоказаний к профессии, перспектив рынка труда в отношении различных профессий.
За приведенными информационными справками при внимательном прочтении можно увидеть, по крайней мере, два аспекта адаптации. Первый раскрывает процессы индивидуального взаимодействия человека с неясным для него и динамичным хозяйственным миром. Второй аспект раскрывает взаимодействие социальных институтов, обслуживающих хозяйственную жизнь общества. Совмещение обоих аспектов адаптации можно проиллюстрировать одним из лучших опытов в довоенной отечественной практике профессиональной ориентации. В 20-е годы ленинградским педагогом и психологом, профессором А.П.Болтуновым была создана система профконсультационных мероприятий, увязывавших воедино работу школьных психологов-педологов, бюро профконсультации при бирже труда, работников профессиональных учебных заведений, куда должны были поступать выпускники школ. На каждого из них составлялось профконсультационное заключение, биржи труда давали сведения о состоянии рынка труда. А.П.Болтунов особое значение придавал собственной активности подростка по усвоению профессионального опыта и преодолению трудностей начальной адаптации.
В 1930-е гг. Центральная лаборатория по профконсультации и профотбору стала разрабатывать систему школьной профориентации. В 1932 г. создан штаб по координации исследований проблем школьной профориентации. Таким образом, в начале 1930-х гг. профориентация активно развивалась. За период с 1930 по 1933 годы – открыто 47 «Бюро профконсультаций», стали готовить профконсультантов. В школах вопросами профориентации (профотбора) занимались педагоги.
Однако в начале 30-х годов в стране состоялись совещания, на которых были рассмотрены основные вопросы проведения профконсультационной работы, подверглись критике «буржуазные» концепции в области психотехники, и постепенно работа по профориентации стала сворачиваться. Так, в 1936 г. вышло Постановление ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса»: наступление на гуманитарные науки началось именно с профориентации. В 1937 г. произошла отмена трудового обучения в школе и резкое свертывание профориентационной работы. Таким образом, в период сталинского тоталитаризма профориентацию, связанную с проблематикой свободы выбора, просто запретили.
Только в конце 1950-х гг. стали появляться первые диссертации по проблемам школьной профориентации. И в 50-60 г.г. наблюдается оживление профориентационной работы. В крупных городах создаются кабинеты по профориентации, появляется много научных разработок в этой области, а с конца 80-х годов открываются центры по профориентации и консультации молодежи, начинает складываться система управления профориентацией и трудоустройством.
В 1960-е гг. была организована группа профориентации в НИИ теории и истории педагогики АПН СССР (руководитель - А.Н.Волковский), открыта лаборатория профориентации в НИИ психологии в Киеве (руководитель - Б.А.Федоришин); организован Научно-исследовательский институт трудового обучения и профориентации при Академии педагогических наук СССР - (руководитель - А.М.Голомшток).
В период возрождения некоторых демократических свобод в стране произошло явное возрождение профориентации, но долгий перерыв в развитии профориентации во многом еще оставлял профориентационные разработки на достаточно простом уровне. С середины 1960-х гг. до середины 1980-х гг. профориентацию не запрещали, но уровень разработок понизился ещё сильнее. Это было время, когда на официальном уровне призывали на фермы, заводы, стройки. В таких призывах на первом месте оказывались не интересы личности, а интересы народного хозяйства и обороноспособности страны. В итоге, при ущемлении многих свобод в этот период профориентация стала деградировать.
И только в 1970-х годах профессиональная ориентация в стране была реабилитирована. Она восстановлена благодаря трудам знаменитого психолога Е.А. Климова, работавшего в то время в Ленинграде в Институте профессионально-технического образования. Именно он всерьез занялся теоретическими и методическими основами профессиографии и выбора профессии. Его классификация профессий до сих пор служит фактическим стандартом в России (типы профессий по предмету труда: «человек», «техника», «знаковая система», «художественный образ», «природа»).
1980-е годы ознаменовались появлением центров профориентации молодежи в большинстве крупных городов. Это были специализированные межотраслевые научно - методические центры, которые управлялись и финансировались Министерством образования и Министерством труда. Центры профориентации объединяли высококвалифицированных психологов, решавших практические задачи. Это был один из наиболее серьезных в то время запросов общества по отношению к психологической науке.Уже с середины 1980-х гг. в стране даже на официальном и партийном уровнях стала вызревать потребность в существенных изменениях, и прежде всего, в плане увеличения свобод. В 1984 г. вышло Постановление ЦК КПСС «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы», где особое место уделялось развитию трудового обучения и профориентации молодежи.Постановление определило обучение детей с 6 лет, срок обучения - 11 лет; для учащихся 8 - 11 классов - организацию факультативного изучения ряда предметов физико - математического, химико - биологического и общественно - гуманитарного циклов. Учащиеся 10 - 11 классов стали получать трудовую подготовку по ряду профессий. В период «перестройки» в этом направлении было сделано довольно много:
- Создано более 60-ти региональных Центров профессиональной ориентации молодежи, а в районах - множество пунктов профконсультации (в Госкомтруде СССР эту работу курировал О.П.Апостолов, много сделавший для возрождения отечественной профориентации).
- На базе Госкомтруда началась активная подготовка профконсультантов (заметим, что в СССР практических психологов в массовом порядке еще не готовили).
- В школах ввели курс «Основы производства. Выбор профессии».
- Наметился переход к более качественной работе (хотя опыта было мало, но он быстро приобретался).
В итоге в 1986 г. была создана реальная государственная служба профориентации молодежи с перспективой дальнейшего совершенствования. Специалисты Ленинградского городского центра профориентации молодежи под научным руководством сотрудников факультета психологии Ленинградского университета не только непосредственно занимались профориентацией школьников, но и разрабатывали новые подходы в организации и методике профконсультирования. Ленинградский центр профориентации стал главной экспериментальной и учебной базой профориентационного направления в стране. В нем учились и повышали квалификацию многие психологи - профконсультанты, работающие впоследствии по всей стране.Таким образом, явный рост свободы в обществе вызвал резкое возрождение и развитие школьной профориентации.
В период 1990-х гг. школьная профориентация была почти разрушена, что усугублялось неясностью с ее подчинением: Минобразования РФ от профориентации фактически отказался, а в Минтруде РФ и в подчиненных ему службах занятости населения «работа с молодежью» обозначалась как «дополнительная услуга». Резко сократилось финансирование школы и особенно профориентации.
В связи с переходом на рыночную экономику государство отказалось от планирования и гарантий в сфере образования и трудоустройства своих граждан, появилась безработица, была создана государственная служба занятости. Внимание правительства сосредоточилось на содействии трудоустройству. Возникла острая потребность в профессиональном переобучении, профориентации и психологической поддержке взрослых людей, которые потеряли работу и не могли найти себе новое рабочее место по имеющейся специальности. Бюджетное финансирование центров профориентации было сведено до минимума. Руководители профориентационных центров стали заключать договоры с региональными службами занятости на оказание профориентационных услуг безработным гражданам. Безработных стали тестировать для оценки профпригодности при направлении на переобучение за счет службы занятости, учить методам эффективного поиска работы и трудоустройства с помощью специальных тренинговых программ. Большинство наиболее квалифицированных психологов из центров профориентации стали обслуживать безработных по направлениям из службы занятости, подбирать персонал по заказам работодателей, уходить на работу в другие организации, в том числе в ту же службу занятости, в коммерческие фирмы.
В 1991 г. вышел ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации», где школьную профориентацию не запрещали, но она из школы фактически переводилась в службы занятости.
Профориентация частично перешла и в коммерческие структуры в виде «профотбора персонала». К сожалению, это является свидетельством примитивизации профориентационной работы. Еще Г.Мюнстерберг говорил, что со временем профотбор должен постепенно заменяться профконсультацией.
Позже, когда социально – экономическая ситуация стабилизировалась, государство вновь обратило внимание на профориентацию. Следует отметить, что впервые после печально известного постановления Совнаркома СССР 1936 г. "О педологических извращениях в системе Наркомпросов" в середине 1995 г. принято специальное постановление Правительства РФ "О развитии государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения", в котором идет речь о стратегии создания общенациональной психологической службы, о развитии психологической службы в России. На основе данного постановления 27 сентября 1996 года было принято "Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации". Оно содержит описание понятия профессиональной ориентации, ее направления, цели и методы.
Исходя из Положения, профессиональная ориентация - это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда.
Также была принята социальная политика РФ в области профессиональной ориентации населения. Основные направления социальной политики, обеспечивающей повышение качества рабочей силы на рынке труда:
- Уделять особое внимание повышению качества рабочей силы на рынке труда, совершенствовать систему начального, среднего, высшего и дополнительного образования, ее ориентацию на потребности работодателей и изменения спроса и предложений на рынке труда.
- Постоянно корректировать объемы и профили подготовки кадров в образовательных учреждениях, снижать риск безработицы.
- Содействовать предприятиям в подготовке и повышении квалификации персонала на производстве.
- Обеспечивать выделение работодателям необходимых средств на подготовку кадров, а также опережающую подготовку высвобождающихся работников для новых сфер приложения труда.
- Обеспечивать развитие и совершенствование гибкой, ориентированной на трудоустройство, системы профессионального переобучения безработных граждан и незанятого населения, адекватную потребностям рыночной экономики.
- Развивать систему непрерывного образования, включая обучение на рабочем месте, развитие возможностей самообучения.
- Развивать систему профориентации и психологической поддержки населения.
- Уделять особое внимание сохранению эффективно работающих специалистов и созданию новых рабочих мест, включая льготные налогообложение и кредитование, осуществлять поддержку конкурентоспособных производств, поддержку малого бизнеса, стимулирование предпринимательской деятельности населения.
- В соответствии с программой структурной перестройки экономики предусматривать меры по переподготовке и трудоустройству высвобождаемых работников.
- Содействовать трудоустройству слабо защищенных слоев населения.
- Расширять масштабы помощи людям, оставшимся без работы.
В данном документе охарактеризовано понятие государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, описаны особенности управления государственной системы, компенсации в области психологической поддержки, работа психологических служб в образовательных учреждениях в соответствии с нормативными документами. Этот законодательный акт содержит описание объединений профориентационной направленности, некоторые аспекты профессиональной деятельности психологов, социологов и специалистов по социальной работе. В документе перечислены основные социальные гарантии в области профессиональной ориентации. Таким образом, можно сделать вывод, что профессиональная ориентация достаточно широко представлена в законодательстве РФ, однако, состояние и функционирование данной системы в стране оставляет желать лучшего.
Особенно отметим, что сегодня проблема профориентации приобретает особый вес, так как условия жесткой конкуренции на рынке труда затрудняют адаптацию подростков в обществе. И здесь грамотная профориентационная работа специалистов может сыграть свою позитивную роль в воспитании молодого поколения профессионалов различных профилей.
Статью подготовила Евгения Никифорова, менеджер проектов ООО "Бюро профориентации"
При подготовке статьи использовались следующие материалы:
Климов Е.А., Носкова О.Г. История психологии труда в России. М.: МГУ, 1992. 221 с.
http://psychology.academic.ru
http://psy.1september.ru