Зарождение профориентации  в США  и её основоположник Фрэнк Парсонс

Фрэнк Парсонс (Frank Parsons) - влиятельный американский просветитель и реформатор,  основоположник профориентации (1854-1908).

Написал несколько книг по социальному реформаторскому движению и несколько статей, связанных с суфражистками (1), налогообложением и образованием. Однако Парсонс наиболее известен в области профориентации, помогающей людям делать выбор профессии и строить карьеру. (Zunker, 2002)

Фрэнк Парсонс родился 14 ноября 1854 года в штате Нью-Джерси. Произошёл из семьи, имеющей английские, шотландские и ирландские корни. Поступил в Корнельский Университет в возрасте 15 лет, блестяще окончив его спустя три года и получив диплом инженера-строителя. Работал на железной дороге в качестве инженера до тех пор, пока та не обанкротилась. Тогда Парсонс занялся преподавательской деятельностью в школе в штате Массачусетс. Там он преподавал историю, математику и французский язык. Затем он решил, что ему необходимо высшее юридическое образование, и проходил обучение в  течение трёх лет. В 1881 году Парсонс получил диплом и возможность заниматься юридической практикой в штате Массачусетс. Молодой специалист занялся юридической практикой в Бостоне, но это занятие не приносило ему удовлетворения. Тогда он занялся разработкой учебников по праву. В процессе подготовки раздела по социальной философии, Парсонс изучил большое количество литературы на эту тему и приобрёл много влиятельных знакомых среди политических и общественных деятелей, что помогло ему в дальнейшей карьере. Его лекции по английской литературе, которые он читал в течение нескольких лет в «Христианской Ассоциации Молодых Людей» YMCA (Young Men’s Christian Association), были весьма успешными. На основе этих лекций Парсонс написал «Лучшие книги», и это произведение имело мировой успех (1889).

В 1892 году он стал преподавать в Юридической Школе Бостонского Университета, чем занимался до 1905 года. Его преподавательская деятельность также включала в себя преподавание и Канзасском государственном аграрном колледже.  С 1897 по 1899 год, продолжая при этом работать в Бостоне, Парсонс одновременно работал в нём, занимая профессорскую должность. Когда в результате смены администрации он и его коллеги были вынуждены уйти из колледжа, они основали Колледж социальных наук Колледж Раскина. Парсонс работал там в качестве декана и профессора.

После того, как это предприятие провалилось, Парсонс вернулся в Бостон. Он проявил глубокий интерес к причинам многочисленных реформ и путешествовал по Америке и Европе. Им были внесены предложения по улучшению кадровой политики  в самом современном универмаге в Бостоне «Filene». Также он участвовал в создании "Дома обслуживания граждан», который основала известный филантроп г-жа Куинси Агассис Шоу в 1901 году в Бостоне. Дом был создан для того, чтобы дать возможность иммигрантам и молодым людям, ищущим работу, получить образование. Позже, в 1905 году, Парсонс помог организовать одну из программ «Дома обслуживания граждан», которая называлась  «Институт выживания» и стал её руководителем. Целью этой программы было предоставление возможности получения образования и диплома для беднейших слоёв населения (Zunker, 2002).

Первым шагом к главному делу своей жизни, созданию «Бюро по выбору профессий» Парсонс сделал, выступив с лекцией под названием "Идеальный город" в Экономическом клубе в Бостоне (предположительно в 1906 году). В ней он изложил необходимость оказывать молодежи помощь в выборе профессии. Парсонсу предложили читать подобные лекции в выпускных классах школ по вечерам. Оказалось, что эти лекции были настолько актуальны, что многие из выпускников школ обращались к Парсонсу  с просьбой о личной консультации. Тогда Блумфилд, будучи директором «Дома обслуживания граждан», попросил Парсонса разработать план системы профессиональной ориентации.

Парсонс подготовил предложение по Бюро и представил его к миссис Шоу, которая одобрила проект и обещала финансовую поддержку. Попечительский совет «Бюро по выбору профессий» состоял из самых прогрессивных граждан Бостона: профсоюзных лидеров и президентов колледжей, успешных людей из мира торговли, искусства и издательской деятельности; государственных чиновников и религиозных лидеров. Ими была провозглашена цель Бюро: "Помощь молодым людям в выборе профессии, подготовке к выбору области профессиональной деятельности и созданию эффективной и успешной карьеры».

«Бюро по выбору профессий» было открыто 13 января 1908. Первоначально оно состояло из Фрэнка Парсонса, как директора и научного руководителя, а также из нескольких консультантов. Отличительной чертой Бюро было то, что все его услуги были абсолютно бесплатны. Девять месяцев спустя Парсонс использовал Бюро для подготовки молодых людей в качестве консультантов и управляющих для школ и колледжей «Христианской Ассоциации Молодых Людей» (Young Men's Christian Association (YMCA) - одна из крупнейших молодёжных организаций в мире. Миссия организации отражена в эмблеме - равностороннем треугольнике, символизирующем гармоничное развитие интеллектуальной, физической и духовной сторон человека).

1 мая 1908 года Парсонс выступил с лекцией, которая сильнейшим образом повлияла на развитие профориентации. Лекция представляла собой доклад, в котором были описаны процедуры консультирования 80 мужчин и женщин, обратившихся за помощью в бюро по выбору профессии. Но вскоре, 26 сентября 1908 года, Фрэнк Парсонс умер, едва начав дело своей жизни. Его труд «Выбор профессии», был опубликован в мае 1909 года.

Парсонс сделал огромный вклад в создание и развитие профориентации, разработав основной принцип помощи выбора профессии. Он состоит из трёх частей:

  • Во-первых, четкое представление о себе, своих склонностях, способностях, интересах, ресурсах, ограничениях и других качествах.
  • Во-вторых, знание требований и условий для достижения успеха требований и условий успеха, преимуществ и недостатков, компенсаций, возможностей и перспективы в различных направлениях деятельности.
  • В-третьих, правильное, обоснованное соотнесение этих двух групп факторов (Parsons, 1909, стр. 5).

По словам Парсонса, идеальный выбор профессии основан на соответствии личностных качеств (способностей, возможностей, ресурсов, свойств личности) с факторами, относящимися к работе (заработная плата, охрана окружающей среды и т.д.) для получения наилучших условий профессионального успеха. Принцип Парсонса впоследствии стал основой современной теории черт и факторов в профориентации.

 В своей работе бюро руководствовалось следующими принципами: 

  • Выбор профессии по значимости можно приравнять к супру­жескому выбору.
  • Профессию лучше выбирать осознанно, чем надеяться на удачный слу­чай.
  • Никто не должен выбирать профессию без тщательного раз­мышления и без опоры на профконсультанта.
  • Молодежь должна ознакомиться с большим числом профессий, а не браться сразу же за «удобную» или случайно подвернувшуюся работу.
  • Выбор профессии протекает тем успешнее, чем внимательнее профконсультант изучит особенности личности выбирающего, фак­торы успешного выбора и мир профессий.

   Первая национальная конференция по вопросам профессиональной ориентации была созвана в Бостоне в ноябре 1910 года. Несколько сотен делегатов из 35 городов приняли в ней участие. На конференции были провозглашены принципы, которым придерживаются в Америке и сто лет спустя:

  • Престиж работы, полезной для общества.
  • Начальная школа не должна нацеливать на конкретную профессию, но развивать кругозор.
  • Средняя школа должна информировать учащихся о разных профессиях.
  • Не следует рекомендовать профессию без учёта способностей учащихся, руководствуясь только её востребованностью на рынке труда.

Несколько лет спустя Бостонским школьным комитетом была создана первая сертифицированная программа для консультантов, и в конечном итоге эта программа была адаптирована Гарвардским университетом в качестве первой образовательной программы для консультантов на базе колледжа (Schmidt, 2003). Кроме того, глава школ Бостона дал указание 100 учителям начальной и средней школы стать профессиональными консультантами. Этот факт стал известен как бостонский план. В течение нескольких лет школы по всей стране последовали их примеру.

Специалисты по истории профориентации считают, что Фрэнк Парсонс, несомненно, является основателем профессиональной ориентации. Но без участия группы людей, являющихся наиболее прогрессивными мыслителями и практиками Бостона того времени, это было бы затруднительно. Эта группа людей, включающая в себя такие имена, как Элбертсон, Уилер, Блумфилд, Гануш, Шоу, Филин, Брукс, вместе с Парсонсом, сделали равный вклад в становление того, что сейчас называется "профориентация", являющейся центральным элементом профессиональной идентичности (Bruer, 1942).

Статью подготовила Евгения Никифорова, менеджер проектов ООО "Бюро профориентации"

1 - суфражистки - участницы движения за предоставление женщинам избирательных прав. Также суфражистки выступали против дискриминации женщин  в политической и экономической жизни в целом.

При подготовке статьи использовались следующие материалы:

http://en.wikipedia.org/wiki/Frank_Parsons

Frank Parsons and the Progressive Movement by Donald G. Zytowski (http://findarticles.com)