Истоки профориентации

К понятию значимости и необходимости профессиональной ориентации в судьбе каждого человека и в развитии производительных сил общества приводит вся история человечества. По мере того, как развивалось человеческое общество, в нем происходило общественное разделение труда и люди избирали тот или иной вид деятельности, в значительной степени, основываясь на личных склонностях и интересах. Все это запечатлелось в мифах, легендах, народных преданиях и сказках. В трудах древних мыслителей Греции, Китая и Японии уже прослеживается мысль о связи результатов труда с личными особенностями человека.

История появления некоторых элементов оценки профпригодности человека уходит в глубину веков. Это относится в основном к диагностике знаний, умений и способностей. Уже в середине III тысячелетия до н.э. в Древнем Вавилоне проводили испытания выпускников школ, готовивших писцов. Благодаря обширным по тем временам знаниям профессионально подготовленный писец был центральной фигурой месопотамской цивилизации. Он умел измерять поля, делить имущество, петь, играть на музыкальных инструментах. Во время испытаний проверяли его умения разбираться в тканях, металлах, растениях, а также знания всех четырех арифметических действий.

В III тысячелетии до н.э. в Китае существовала должность и профессия правительственного чиновника. Здесь также появились первые элементы профотбора на эту должность. Тему экзамена нередко давал сам император, он же проводил непосредственную проверку знаний на заключительном этапе многоступенчатого конкурсного отбора претендентов. Церемонии заметно способствовала атмосфера торжественности и благолепия вокруг молодых людей, осмелившихся держать государственные экзамены на занятие этой должности.
В древнем Египте искусству жреца обучали только тех, кто выдерживал систему испытаний. Вначале кандидат проходил процедуру, которую можно было бы сейчас назвать собеседованием. При этом выясняли биографические данные, уровень образования, оценивали внешность, умение вести беседу. Затем проверяли умения трудиться, слушать, молчать, проводили испытания огнем, водой, угрозой смерти тех, кто не был уверен в своих способностях к учению, кто сомневался в возможности выдержать все тяготы длительного периода образования. Сообщается, что эту суровую систему испытаний и отбора успешно преодолел знаменитый ученый древности Пифагор. Вернувшись после учебы в Грецию, он основал свою школу, допуск в которую открывал после серии различных испытаний, похожих на те, которые он выдержал сам. Пифагор подчеркивал важную роль интеллектуальных способностей, образно утверждая, что «не из каждого дерева можно выточить Меркурия», и потому придавал значение диагностике в первую очередь именно этих способностей. Пифагор обращал также внимание на смех и походку молодых людей, утверждая, что манера смеяться служит самым хорошим показателем характера человека. Он внимательно относился к рекомендациям родителей и учителей, тщательно вел наблюдение за каждым новичком, после того как последнего приглашали свободно высказываться и, не стесняясь, смелее оспаривать мнение собеседников.
Платон в своих работах «Республика» и «Политика» прямо говорит, что люди рождаются не слишком похожими друг на друга по способностям к тому или иному делу, «поэтому можно сделать все в большем количестве, лучше и легче, если выполнять одну какую-нибудь работу соответственно своим природным задаткам».

В Спарте успешно осуществлялась система воспитания воинов, в Древнем Риме – система отбора и обучения гладиаторов.

В индийских ведах периода между 900 - 600 гг. до н.э. упоминаются такие профессии, как ювелир, металлист, корзинщик, канатчик, ткач, красильщик, плотник, горшечник, акробат, предсказатель, флейтист, танцовщик, а также профессии, относящиеся к различным категориям домашней прислуги. В это время уже существовали профессиональные актеры, упоминаются ростовщики и торговцы.
В 1575 году появилась первая работа, связанная с дифференциальной психологией в истории - книга испанского врача Хуана Уарте «Исследование способностей к наукам», которая принесла ему огромную известность в Европе. Автор предрекал Испанской империи небывалое усиление могущества при условии оптимального использования природных дарований людей. Эта работа ставила изучение индивидуальных различий в способностях людей с целью профессионального отбора в качестве специальной задачи. Анализ способностей Х.Уарте сопоставил со смесью четырёх элементов в организме (классификация темперамента: холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик) и различными сферами деятельности (медицина, юриспруденция, военное искусство, управление государством и прочее), требующих соответствующих дарований.

В 1849 году во Франции вышла книга «Руководство по выбору профессии». В ней давался анализ профессий и способностей, необходимых для успешного овладения различными профессиями. Эта книга наряду с трудом прусского писателя Богумила Гольца «Общественные типы» (1860), относятся к донаучной стадии психологии профессий. В этой работе наряду со своими «Материалами по физиогномии и характеристике народа», он даёт психологические характеристики крестьянина, ремесленного подмастерья, педагога, молодого офицера, бургомистра небольшого города.
Бурное развитие промышленности в конце XIX - начале XX в. стимулировало рост прикладных исследований в психологии. Теперь уже не эмпирически, а трудами многих исследователей была доказана экономическая выгода такого распределения людей, когда «каждый человек находится на своем месте», поэтому промышленники разных стран начали финансировать организации, занимавшиеся проблемами изучения индивидуальных особенностей рабочих и последующим их подбором для выполнения определенных трудовых операций.
Основателем научного изучения индивидуальных особенностей считается английский ученый Ф. Гальтон. В 1883 г. он предложил тестовые испытания физических и интеллектуальных способностей человека в целях профотбора.

С целью изучения этих различий он воспользовался случаем проведения в Лондоне Международной выставки медицинского оборудования и методов охраны здоровья (1884). На выставке посетители могли проверить свои физические способности, некоторые физиологические возможности организма и психические свойства - всего по 17 показателям. В числе показателей были рост, вес, жизненная емкость легких, становая сила, сила кисти и сила удара, запоминание объектов, различение цветов, острота зрения и др. По полной программе было исследовано 9337 человек. Его метод количественной оценки уровня интеллектуального развития людей быстро привлек внимание психологов и педагогов, но позднее пришло осознание, что тестовый метод должен быть только частью в системе эффективной профориентационной работы.

Параллельно осуществлялись первые шаги в области консультативной практики. Некоторые источники пионером этого движения называют Дж.Дэвиса, который еще в 1898 г. начал консультировать учащихся средних школ Детройта по вопросам выбора профессии.
Обычно возникновение профессиональной ориентации связывают с появлением первого кабинета профориентации в 1903 году в Страсбурге (Франция) и бюро по выбору профессий в Бостоне (США) в 1908 г. Работа первых профориентационных служб основывалась на "трехфакторной модели". Американский исследователь и общественный деятель Фрэнк Парсонс (1854-1908) разработал основной принцип помощи при выборе профессии, который состоит из трёх частей:

  • Во-первых, четкое представление о себе, своих склонностях, способностях, интересах, ресурсах, ограничениях и других качествах.
  • Во-вторых, знание требований и условий для достижения успеха требований и условий успеха, преимуществ и недостатков, компенсаций, возможностей и перспективы в различных направлениях деятельности.
  • В-третьих, правильное, обоснованное соотнесение этих двух групп факторов.

По словам Парсонса, идеальный выбор профессии основан на соответствии личностных качеств (способностей, возможностей, ресурсов, свойств личности) с факторами, относящимися к работе (заработная плата, охрана окружающей среды и т.д.) для получения наилучших условий профессионального успеха. Таким образом, работа бюро по выбору профессий впервые строилась на научной основе.
Деятельность бостонского бюро принято считать началом профориентации. Отличительной чертой этого бюро было то, что оно не направляло подростков на работу. В январе 1908 года первое профориентационное бюро начало свою работу. Оно открылось для оказания помощи подросткам в определении их жизненного трудового пути. В задачи бюро входило изучение требований, предъявляемых к человеку различными профессиями и подробное изучение учащихся. Через год после открытия Бюро установило непосредственную связь со школами Бостона, пытаясь объединить консультационный и информационный аспекты профориентации.
В своей работе бюро руководствовалось следующими принципами:

  • Выбор профессии по значимости можно приравнять к супружескому выбору.
  • Профессию лучше выбирать осознанно, чем надеяться на удачный случай.
  • Никто не должен выбирать профессию без тщательного раз¬мышления и без опоры на профконсультанта.
  • Молодежь должна ознакомиться с большим числом профессий, а не браться сразу же за «удобную» или случайно подвернувшуюся работу.
  • Выбор профессии протекает тем успешнее, чем внимательнее профконсультант изучит особенности личности выбирающего, факторы успешного выбора и мир профессий.

Все принципы Бостонской школы профориентации сохранили актуальность и в наше время.
В 1910 г. аналогичное бюро учредили в Нью-Йорке. Опыт деятельности этих бюро стал широко распространяться в США. Такая же работа быстро развернулась во всех промышленно развитых странах.
Так складывался первый опыт профориентации учащихся, который включал в себя предварительное изучение профессиональных склонностей подростков в школе, проведение бесед в бюро заполнение анкет; опрос родителей и педагогов; заключительную беседу - консультацию и посредничество в определении выпускников на работу или дальнейшее обучение.
В США большой акцент делался на профотбор. Вопросам профессионального отбора много внимания уделял директор психологического лаборатории Гарвардского университета профессор Г. Мюнстерберг, в Германии изучением этого вопроса занимался В.Штерн (последнему и принадлежит термин "психотехника"). Психотехника - особая научно-практическая отрасль, а которой проблемам профессиональной ориентации, в частности профотбора, уделялось особое внимание. Так, Мюнстерберг доказывал, что наилучший способ повысить эффективность труда - подбирать работникам должности, которые соответствуют их характеру и умственным способностям. Инструментом такого подбора должны были выступить психологические тесты, в первую очередь тесты интеллекта. Теоретическую основу психотехники составляла дифференциальная психология, позднее вошедшая в психологию труда.
Большую популярность приобрела в дальнейшем система Ф. Тейлора, разработавшего метод хронометражных наблюдений и аналитической оценки работ.
В 1911 г. В Англии был издан специальный циркуляр, регулирующий совместную работу биржи труда и школьных учреждений.
В Германии в 1922 г. был принят закон о системе профессиональной ориентации и консультации. На его основе было утверждено положение, определившее принципы руководства этой системой. Согласно положению, бюро профконсультаций, создававшиеся, как правило, при биржах труда, должны были проводить планомерную подготовку подростков к выбору профессии. Для этого они должны были поддерживать тесную связь со школой; давать советы и информацию, касающиеся как выбора профессии, так и её перемены; проводить психологическое обследование; дополнять рекомендации, направленные на работу или на профессиональное обучение. Хорошо продуманная и чётко осуществляемая система профессиональной ориентации в значительной мере послужила основной того, что все эти страны вышли на передовые рубежи технического прогресса, развили мощную экономическую базу для новых достижений в сфере производства и условий обеспечения достойной жизни населения.
Таким образом, в европейских странах постепенно сложилась четкая система профориентационной службы. Она включала три звена: школу, биржу труда и психологические лаборатории, где проводился психологический анализ требований, предъявляемых профессиями к человеку, там же разрабатывались конкретные диагностические приемы и концепции.

Статью подготовила Евгения Никифорова, менеджер проектов ООО "Бюро профориентации"

При подготовке статьи были использованы следующие материалы:

Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. - М.: МГППИ, 1999. - 108 с.

Ярошевский, М.Г. История психологии: от Античности до середины ХХ века. - М.: Издательский центр «Академия», 1997. - 409 с.

http://psychology.academic.ru

http://nauctat.ru/psichologiya-truda