Дирижёр – хормейстер

15.05.2012

Людмила Красильщикова

 

 

 

 

 

Достижения в профессии.

  • Людмилой Красильщиковой были созданы несколько хоровых и вокальных коллективов, которые успешно существовали и существуют в настоящее время. Это арт-группа «Феникс» (2005 г.), фестивальный  хор «Sweet Singers» (2006 г.), молодежный хор «MiLadiesChorus» (2007 г.),  вокальная группа «Beauty Six» (2007 г.). Особое место в этом ряду занимает детско-юношеская хоровая студия «Феникс», которой Людмила Красильщикова руководила в течение 20 лет (1988-2008). Коллективы Студии выступали на лучших концертных площадках Санкт-Петербурга. Результатом деятельности Студии стало создание более 10-ти полномасштабных концертных программ и запись 4 CD дисков. Студии присуждено звание «Образцовый коллектив» (2005 г.). Все коллективы, которые были созданы Людмилой Красильщиковой, являлись участниками российских и международных хоровых фестивалей. Результатом фестивальной деятельности стали дипломы лауреатов всех степеней, а также Гран-при фестиваля «Таланты и поклонники» (2007 г.).
  • Разработана авторская программа «Услышим друг друга. Музыка души», прошедшая государственное лицензирование, созданы авторские аранжировки и переложения для хора и  вокального ансамбля
  • Публиковалась в журнале «Американского общества по сохранению и развитию квартетного пения» (2006 г.), а также имеет ряд публикаций в научно-методических сборниках Городского центра дополнительного образования.
  • Принимала участие в российско-американских мастер-классах, Городских педагогических чтениях.
  • Ведёт преподавательскую и методическую деятельность, непрерывный педагогический стаж - 27 лет, имеет высшую педагогическую категорию.
  • Награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ, а также медалью «300-летие Петербурга».

    Людмила, добрый день!  У нас есть для Вас несколько вопросов.

1. Какое учебное заведение профессионального образования Вы закончили?

Я закончила два учебных заведения, я всегда называю их именно в паре, так как в моей профессиональной деятельности мне очень пригодились знания, полученные в обоих учебных заведениях. У меня есть среднее профессиональное и высшее профессиональное музыкальное образование. Это музыкальное училище при Санкт -  Петербургской  Государственной Консерватории по специальности «фортепиано».  Позже я закончила Санкт-Петербургский Университет культуры и  искусств (тогда Ленинградский институт культуры) по специальности «Дирижер-хормейстер академического хора».

2. Соответствует ли Ваша работа той профессии, которой Вы обучались, работаете ли Вы по специальности?

Да, я работаю в соответствии с полученным образованием всю жизнь, меняя специальности. Мне пригодилось всё, чему учили, мои квалификации и как пианист, и как дирижёр мне очень помогли. Начинала я как преподаватель фортепиано, потом сфера моих интересов несколько сместилась, и я стала работать как дирижёр – хормейстер . Я активно использую весь образовательный потенциал, который я получила.

3. Расскажите, пожалуйста, о том, как начинался Ваш путь в профессии.

Мой путь в профессии начинался как у всех в то время. В музыкальном образовании есть своя специфика.  Те, кто заканчивал музыкальные училища, грезили Консерваторией и большой сценой. И хотя с детских лет я хотела заниматься именно преподаванием, что было связано с моим первым замечательным педагогом, я всегда хотела стать таким же преподавателем, как она, я поступала в Консерваторию. С первого раза я не поступила. Поэтому я начала работать концертмейстером в музыкальной школе и параллельно готовилась к экзаменам в Консерваторию, в которую не поступила ни со второго, ни с третьего раза. Когда я поняла, что в Консерваторию поступить не получится, моя подруга предложила мне попробовать поступить в институт Культуры.  Это было единственной альтернативой для тех, кто не поступил в Консерваторию (если только не поступать в другом городе, как делали многие). В любом случае, непосредственно педагогов в то время не готовили, сравнительно недавно открылся факультет музыки в РГПУ им.Герцена, где готовят именно педагогов. 

В 1988 году я поступила в Институт Культуры на заочное отделение. И тогда я набрала первые хоровые группы из детей из самых обычных общеобразовательных школ, так как те студенты, которые учились на заочном, должны были иметь свой хор. Я очень благодарна тем детям, ведь это были обычные дети без особенных музыкальных способностей. Это был бесценный опыт. В этом же  1988 году я организовала хоровую студию «Феникс», которая благополучно просуществовала двадцать лет. В тот момент, когда я поняла, что начинается работа без перспективы и роста, мы расстались. Тогда я начала совсем другой проект«MiLadies’ Chorus», который носит фристайловый характер. Мы мало от кого зависим. Это очень большая удача, что мой роман с Консерваторией не сложился, и я стала дирижёром - хормейстером.

4. Что Вам нравится и что не нравится в Вашей работе?

Я всегда очень любила петь и очень любила компании. Моё хобби стало моей профессией. Мне нравится, что это много людей, и это родные люди.  Это большое количество проходимой музыки, большая свобода в смысле жанров и репертуара.  Это возможность искать новые формы обучения для детей. Поэтому с творческой точки зрения профессия дирижёра – хормейстера – это почти одни сплошные плюсы. Я рада, что мне удалось делать что – то своё и развиваться в творческом плане, ведь система музыкального образования - как колея, зачастую все маршруты заранее известны.

С другой стороны, есть такие вещи, которые мне не нравятся. Это серьёзная зависимость от административных ресурсов, это большая ответственность за коллектив из 40-50-60 человек. В этом смысле любой преподаватель фортепиано гораздо свободнее. Если ему не нравится место работы, он может уйти и даже работать дома. У дирижёра - хормейстера такого быть не может, привести хор домой невозможно. Может возникать масса различных сложностей, и их нужно решать самостоятельно.

Падение престижа профессии. В последние десять лет наблюдается серьёзное падение интереса к хоровому жанру, это приводит к тому, что уменьшается количество детей, желающих петь в хоровых коллективах.

Ещё один момент – влияние традиций на профессию. Традиции – это хорошо, но нездоровый консерватизм – это плохо. В мире наблюдается всплеск интереса к хоровому пению, проводится масса фестивалей. У нас до сих пор существует жёсткое следование тем канонам, которые были разработаны десятки лет назад, это сильно мешает притоку  современных детей в хоровое пение.

Плюсов в профессии больше, но минусы очень существенны. Я знаю многих молодых талантливых  людей, которые ушли из профессии именно потому, что у них не вышло справиться с ситуацией. Выпускники дирижёрско – хоровых отделений ещё не обладают жизненным опытом, позволяющим им работать с возникающими трудностями,  договариваться с людьми, обходить подводные камни. Им легче уйти из профессии, чем приспосабливаться.

5. Расскажите, пожалуйста, о возможностях  развития в рамках Вашей профессии.

Возможностей море.  Но нужно учитывать одну вещь: для того, чтобы развиваться в рамках этой профессии, нужно очень хорошо учиться. Причём так, как учились раньше, по всем предметам. Это база, это фундамент. Именно знания дают большие возможности для дальнейшего развития. Например, человек может блестяще владеть техникой дирижирования, но не знать историю музыки. Тогда он будет не в состоянии оценить современный музыкальный процесс и будет ограничен в репертуаре. Если плохо знать гармонию, то будут возникать сложности с аранжировками. Если говорить обо мне, то  формально мой новый проект «MiLadiesChorus» не имеет отношения к классической музыке, но его воплощение в жизнь было бы невозможным, если бы я не  обладала всеми теми знаниями, которые я получила в процессе обучения в учебных заведениях профессионального образования.

6. Какими личными  качествами  и профессиональными навыками должен обладать дирижёр – хормейстер?

Дирижёр, конечно, мужская профессия. Эта профессия предполагает смесь диктаторства и любви. Прежде всего, в этой профессии важно наличие лидерских качеств. Для дирижёра крайне важна способность к убеждению коллектива в своих решениях. Причём, убеждать нужно аргументированно. Второе – нужно любить людей вообще и свой коллектив в частности, это должны быть партнёрские отношения. Коллектив должен понимать, что они – не пешки, а живые люди.

С точки зрения обладания профессиональных навыков – это владение техникой дирижирования.  Это основа, ремесло. Также для дирижёра важно и нужно обладать общей музыкальной и человеческой культурой. Выпускник, начиная свою профессиональную деятельность, никогда не знает, с кем будет работать – с профессионалами, любителями, детьми, пожилыми людьми или военными. Дирижёр, работая над любым репертуаром, должен найти в любой группе людей те точки соприкосновения, которые помогут найти к ним подход и донести свою мысль, это очень поможет в будущей работе.

7. Востребованы ли сейчас дирижёры – хормейстеры и другие специалисты в области музыки на рынке труда?

Выпускается таких специалистов гораздо больше, чем необходимо. Но музыканты, обладающие высокой квалификацией, сегодня востребованы. Очень востребованы профессиональные музыкальные педагоги, так как  занятия музыкой стали распространённым хобби у взрослых людей.  Сейчас открывается масса вокальных студий, частных музыкальных школ. В  95 процентах этим занимаются  люди, обладающие низкой профессиональной квалификацией.

Выпускники дирижёрско – хоровых отделений могут работать в качестве аранжировщиков или клавишников в музыкальных группах и коллективах, в продвинутых театрах. Также сейчас очень востребованы хорошие бэк – вокалистки. Если хватит харизмы, убедительности и воли, можно организовать свой коллектив.  Если можете – пробивайтесь! Вообще, дирижёр – хормейстер  - это самая универсальная музыкальная дисциплина.

8. Как сейчас оценивается работа дирижёра - хормейстера на рынке труда?

Эта работа оценивается по – разному, всё зависит от того, насколько востребован конкретный человек.  Если человек обладает отличными знаниями, профессиональными умениями и навыками, которые он может продать, он будет высоко оценен.  Но профессия дирижёр - хормейстер требует репутации. К сожалению, сейчас молодые люди редко хотят работать на репутацию, на перспективу, они хотят всё и сразу. Но люди этой профессии должны работать на перспективу. Тебя должны знать по результатам твоей работы, тогда к тебе пойдут, как идут по рекомендации к хорошему портному или врачу.  

9. Как Вы считаете, необходима ли молодым людям консультация специалиста по выбору профессии или Вы считаете, что так или иначе человек должен определиться с выбором профессии сам?

Сейчас мир настолько изменился, что у молодых людей нет времени на ошибку. Надо стараться сделать всё, чтобы выпускник школы «попал в яблочко» как можно раньше. Желательно выбрать профессию правильно с первого раза. Расхожее мнение, что нужно всё познать на своих ошибках, на практике оборачивается праздным ничегонеделаньем с формулировкой «я себя ищу». Как мама старшеклассника я хочу сказать, что консультация нужна, прежде всего, с родителями. Если семья обращает внимание на своих детей, то может как – то локализовать круг склонностей к той или иной профессии. Но консультация по выбору профессии может быть полезной, если специалист грамотный. К сожалению, количество специалистов по профориентации зачастую не соответствует их качеству. Очень важно найти профессионала и не столкнуться с формальным подходом.

10. Что Вы посоветуете молодым людям, которые собираются стать дирижёрами или музыкантами?

Если  можете этим не заниматься, не занимайтесь. Если Вам также интересна другая сфера  деятельности – займитесь ею. Это также касается всех творческих профессий. Эта профессия не даёт быстрых денег сразу, современных атрибутов успешности сразу вряд ли достигнешь. Если, всё – таки, Вы хотите заниматься только этим – совет один. Надо очень хорошо учиться.  Необходимо  понять, что годы, проведённые в учебном заведении  -  это то время, когда можно набрать знания и мастерство, погрузиться в музыкальную культуру. Всё это пригодится в дальнейшей работе. Учитесь хорошо!

Благодарим Людмилу за интересное интервью!

Будем рады Вашим комментариям,
которые можно оставить в группе "Бюро профориентации" Вконтакте.
 

О том, подходит ли Вам профессия "дирижёр-хормейстер",
можно узнать на консультации по выбору профессии в "Бюро профориентации".
Приходите, всегда рады видеть!

назад